Работа логопеда в нейропсихологическом центре.
Логопед – специалист, работающий с нарушениями устной и письменной речи детей, дошкольного и школьного возраста.
Основные заключения, с которыми ведётся работа: дислалия, дизартрия, алалия, а также ОНР, ФФН, ЗРР, ЗПРР.
Занятия проводятся с детьми от 3,5 – 4 лет (вызывание речи, развитие речи, постановка звуков) до 10 - 12 лет (расширение словарного запаса, обучение пересказу, монологу, коррекция нарушений письма и чтения).
Программа занятий с логопедом составляется им на основе:
- Возраста ребенка.
- Результатов нейропсихологического обследования.
- Логопедического заключения.
Если по запросу родителя необходимо и нейропсихологическое, и логопедическое обследования, то сначала ребенка смотрит нейропсихолог, а на следующем занятии – логопед. Если же запрос связан только с состоянием речи, то обследование проводит только логопед.
У детей любого возраста изучается состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя, словарного запаса, связной речи (подробное описание см. ниже). Школьники также пишут диктант, для выявления дисграфических ошибок.
По результатам обследования логопед составляет программу развития/коррекции речи. Нейропсихологическую работу логопед либо проводит сам, либо в паре со специалистом-нейропсихологом.
Коррекция нарушений устной речи.
Работа логопеда всегда ведется над всей системой речи, такими её частями как:
- Звукопроизношение.
В норме, ребенок к пяти годам должен выговаривать все звуки русского языка, включая «р», чаще всего нарушающийся. Обычно отсутствие звука («ыыба» - «рыба») или замена («кошка» - «коска») связаны с особенностями строения мышщ языка, губ (короткая уздечка, слабость мышц т.п.). Также, у детей с задержкой речевого развития (далее – ЗРР) звукопроизношение нарушается из-за общего медленного темпа появления речи.
- Фонематическое восприятие.
Нередко дети правильно произносят звуки отдельно, но заменяют или смешивают их в речи. Причина – неумение различать звуки на слух, по их глухости/звонкости («бапочка» - «бабочка»), твёрдости/мягкости («мишка» - «мышка»).
- Слоговая структура.
К её нарушениям относятся: проглатывание начала или конца слова, идущих подряд согласных («сиавик» - «снеговик»), перестановка слогов («ломоток» - «молоток»).
- Грамматический строй.
Дети не используют или ошибаются в произнесении падежных окончаний, предлогов, родовых окончаний слов («Аня пошёл», «много кошков», «дай ручка»). Фразы не согласованы и напоминают речь иностранца. Очень часто наблюдается у поздно заговоривших детей.
- Словарный запас.
Маленький запас слов, как из общего кругозора, так и бытовых понятий. Бедность речи прилагательными, наречиями, замены точных понятий на более общие («сделала обед» вместо «приготовила», «маленькая дорога» вместо «узкая»), трудности в подборе слова.
- Связная речь.
Владение связной речью - умение правильно и быстро построить фразу любой длины, связно рассказать о событии, своих мыслях, пересказать чужую речь. При этом, подобрать нужные, точные слова и довести мысль до конца. Соответственно, при нарушении фразы – простые, нередко «оборванные», ребенку сложно поддержать разговор или рассказать что-либо, пересказать текст из книги или сюжет.
- Звукобуквенный анализ и синтез.
Важный переходный этап от устной к письменной речи. Ребенок должен уметь выделить первый, второй звук в слове, определить количество слогов в нем, «разобрать» слово на звуки и придумать слова с разными звуками. Неразвитый звуко-буквенный анализ может в последствии сильно затруднить овладение грамотой.
Коррекция нарушений письменной речи.
Нарушения письменной речи зачастую – прямое следствие нарушений устной, особенно у детей с задержкой речевого развития.
Например, дети могут путать на письме те буквы, которые путали в устной речи. Или не дописывать/ писать неверное окончание слов, если имели трудности с согласованием слов устно.
Особого внимания требует умение писать сочинения, изложения, отвечать письменно на вопросы, так как бедность словарного запаса и проблемы в развитии связной речи будут мгновенно отражаться в этих видах работ.
Помимо ошибок – следствий ЗРР, логопеды работают над оптической дисграфией (путание схожий по начертанию букв (б – д, о – а, и – ш), проблемами чтения (медленное, послоговое или даже побуквенное, с трудностями понимания) и прочими формами дисграфии и дислексии.
Самое главное при обращении к логопеду – своевременность и доведение курса до завершения. Даже речь поздно заговорившего (4 – 5 лет) ребенка может развиться до приемлемого уровня, главное – наверстать упущенное и двигаться вперед.