Подготовка к школе.
Начало обучения в школе меняет весь образ жизни ребенка. Ребенок должен напряженно работать, четко соблюдать режим дня, выполнять требования учителей, учится взаимодействовать с одноклассниками. Чтобы начало обучения в школе и психологическая адаптация протекали плавно и безболезненно, процесс подготовки нужно начинать заранее, вести постепенно, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Многие родители думают, что достаточно научить дошкольника письму, чтению и счету, на самом деле нет. К началу школьного обучения, у ребенка, помимо умения считать, писать, читать, должны быть сформированы все когнитивные предпосылки.
Специалист определяет сильные и слабые стороны интеллектуального развития и эмоционально-волевой сферы дошкольника. Его нейропсихологический статус. Это позволяет спрогнозировать и предотвратить возможные проблемы школьного обучения в будущем и составить индивидуальную программу, расcчитанную именно на этого ребенка. В итоге идет качественная комплексная подготовка дошкольников к поступлению и успешному обучению в школе, включающая в себе обучение чтению, письму, математике и развитию когнитивных функций.
Также при подготовке к школе учитывается такой важный момент, как собеседование в школе. Ребенок должен показать знания и умения не только по школьным аспектам, но и знание окружающего мира, умение делать элементарные логические заключения и т.д.
Ориентировочные вопросы собеседования в школе
- Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
- Как зовут твоих родителей?
- В каком городе ты живешь.? Твой адрес
- Сколько человек в твоей семье.? Назови всех.
- Что интересного есть в городе, в котором ты живешь?
- Что бы ты сделал , если бы увидел, что кто-то на улице упал и не может встать?
- В какое время года на деревьях появляются листья?
- Для чего нужна армия?
- Что остается на земле после дождя?
- Как правильно переходить дорогу?
- Для чего человеку голова, уши, нос, руки?
- Ты хочешь в школу? Почему?
- Назови времена года. Чем отличается осень от лета?
- Сколько дней в неделе? Назови.
- Какие ты знаешь профессии?
- Какие страны ты знаешь?
- Какие передачи смотришь по телевизору?
- Что ты знаешь про космос?
- Что нужно сделать, если ты порежешь палец?
- Назови своих друзей. Почему дружишь с ними?
- На чем ездят люди? Как назвать одним словом?
- Какие продукты питания ты знаешь?
- Каких знаешь писателей?
- Назови предметы столовой и кухонной посуды?
- Какие знаешь сказки?
- Как назвать одним словом репу, огурец, свеклу, морковь?
- Чем отличаются дикие животные от домашних?
- Чем отличается день от ночи?
- Что нужно сделать, если ты потеряешь игрушку своего друга?
- Сосчитай до десяти и обратно. Какое число перед числом 6, 9?. Между 4и 6?
- Реши задачу; На дереве сидят 3 птички, 2 улетело. Сколько осталось?. На полянке сидело 7 зайчиков, 4 ускакало. Сколько осталось?. На стоянке было 8 машин. Приехало еще 3. Сколько стало?
- На сколько 9 больше 7?
- Почему нельзя трогать спички?
- Как ты думаешь, что интересного будет в школе?
- Назови предмет круглой, прямоугольной, треугольной формы.?
- Как нужно вести себя в гостях?
- Чем отличается река от озера?
- Как по-твоему, где лучше учится дома с мамой, или в школе с учителем?
- Чем отличается самолет т птицы, а чем похожи?
- Как понять фразу ,,У человека золотые руки,,?
- Чем отличается дерево от кустарника?
- Какие продукты продаются в молочном магазине, а какие в хлебном?
- Чем отличается человек от животного? Чем похож?
- Что нужно делать, если случится пожар?
- Почему в магазине, транспорте нужно платить деньги?
- Назови друзей Буратино
- Кто написал сказку о рыбаке и рыбке?
Дополнительные требования
- Свободный счет в пределах 10. В плюс – с переходом через десяток.
- Знание печатных букв.
- Чтение по слогам.
- Письмо печатными буквами.
- Умение скопировать предложение из 3-4 слов, написанного прописными буквами.
- Умение составить рассказ по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок
Дополнительные вопросы по изучению эмоционально-волевой сферы ребенка.
- Часты ли подъемы и спады настроения у ребенка в течении дня?
- Часто ли ребенку кажется, что он сделал что-то не так?
- Может ли он длительно выполнять ту, или иную работу, которая ему не интересна?
- Обидчив ли ваш ребенок?
- Смущается ли он при разговоре с посторонним человеком?
- Бывает ли ребенок так возбужден, что не может усидеть на месте?
- Любит ли он мечтать?
- Доводит ли он до конца дело, игру?
- Часто ли отвлекается от основных мыслей?
- Испытывает ли страх, оставаясь один дома?
- Долго ли ребенок переживает после случившегося конфликта?
- Самостоятельно ли преодолевает трудности в работе?
- Легко ли его задеть, покритиковав за что-то?
- Проявляет ли ребенок чрезмерно бурные эмоциональные реакции с плачем, неподчинением, когда его ожидания не сбываются?
- Успевает ли он выполнить задание, работу в срок?
- Вступает ли ребенок в конфликты, потасовки со сверстниками по разным случаям?
- Ведет ли он себя так же со взрослыми?
Готовность ребенка к школе предполагает:
1.Психосоциальную готовность к школьному обучению.
2.Достаточный уровень развития:
- нейродинамики (работоспособности);
- внимания (устойчивость, концентрация, произвольность, распределение и объем);
- восприятия и понимания инструкций, как, простых, так и сложных;
- саморегуляции и контроля собственной деятельности, критичности;
- четкой доминантности полушарий головного мозга;
- кинетического праксиса;
- кинестетического праксиса (хороший уровень развития мелкой моторики рук);
- гнозиса, т.е. восприятия (зрительного, слухового, тактильного, буквенного);
- памяти (слухоречевой, двигательной, зрительной);
- речи (фонематического слуха, звукового анализа и синтеза слов, повествовательной речи, номинативной речи, повторной речи, понимание логико-грамматических конструкций);
- мыслительных операций (обобщение, анализ, классификация, сравнение);
- пространственных представлений (ориентировка относительно своего тела и на листе бумаги, ориентировка во временных рамках).
Важный аспект- сформированность межполушарного взаимодействия. Хорошее взаимодействие левого и правого полушарий необходимо, например, в математике (при решении задач, особенно там, где нужно изобразить условие задачи в виде схемы), при письме (связь фонема-графема).
У ребенка должен отсутствовать гипер/ гипотонус в руке. Важна правильная постановка руки при письме.
Очень важна хорошая зрительно-моторная координация при чтении, списывании с доски.
К началу обучения в школе ребенок должен уметь читать и писать по слогам. Освоить состав числа в пределах 10.
Наша программа рассчитана на 10 месяцев занятий с ребенком, в среднем 2-3 раза в неделю (ребенок по всем психологическим и медицинским показателям – Норма). Программа ориентирована на детей с нулевым уровнем подготовки. Продолжительность одного занятия 1,5 часа.
В занятие входит:
1. психомоторная коррекция (направлена на развитие межполушарных взаимодействий, выработки самоконтроля и саморегуляции собственной деятельности, проработка пространственного фактора, устранение инертности и импульсивности в школьной деятельности и в повседневной жизни ребенка, на быстрое включение и переключение с одного вида деятельности на другой, упражнения на развитие зрительно-моторных координаций, акустического гнозиса, четкое восприятие и понимание инструкций.)
2. дыхательные упражнения (направлены на повышение энергетики коры головного мозга в следствии повышение работоспособности ребенка, за счет резкого притока крови и кислорода к головному мозгу).
3. упражнения на развитие когнитивных функций.
4. обучение чтению, письму, математике.
Здесь предоставлен примерный план первого занятия с ребенком.
Нейропсихологическая двигательная коррекция дается на каждом занятии.
Название упражнения, задания | Цель |
1. Упражнение ,, Корректурная проба,, - рисуночная | Развитие произвольного внимания. |
2. Упражнение ,,Рисование двумя руками,, (Машинки, Круги, Спиральки). Держим ,,клювик,, при рисовании. | Активизация межполушарных взаимодействий. Развитие мелкой моторики, предварительная подготовка руки к письму. |
3.Упражнение,, Имена для пальчиков,, ,, Части тела,, ,,Поиграем в пальчики,, (пальчиковая гимнастика. | Общее представление о частях тела, название частей тела. Развитие мелкой моторики. |
4.Упражнение,, основы математики,, Повторение цифр -,,0,, и ,,1-строгая птица,, понятие цифры ,,2- красивый лебедь,, Засели домик. Задачи с составом числа в пределах 2. Запись в математическую строку. Понятие плюс и минус. | Формирование образа цифры. Написание цифр на ватмане. Понятие состава числа. |
5. Упражнение ,, Обведи по контуру и заштрихуй,, Держим ,,клювик,, при рисовании. | Подготовка руки к письму. Отработка пространственного фактора на листе бумаги. |
6. Упражнение ,,Сочиняем небылицы,, | Развитие логически-связной речи. Развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительные стимулы. |
7 Основы письма и чтения. Буква ,,А,, ,,О,, Написание букв на ватмане. ,,Пропевание,, букв. Поиск в словах. | Изучение букв. Формирование графемы и фонемы. Развитие звукобуквенного анализа. |
8. Упражнение ,, Разложи последовательность,, | Развитие процессов мышления. Развитие внимания. |
9. Дыхательные упражнения. | Повышение энергетики коры головного мозга. |