+7 499 394 6523
+7 925 382 9801
info@neuroyoung.ru
Выезд на дом

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аутизм ли это?

В последнее время родители, чьи дети до 3 лет не заговорили и имеют особенности в поведении, сталкиваются с таким понятием (чаще всего после обращения к специалистам), как расстройство аутистического спектра (РАС) и искренне верят, что их ребенок аутист.

Но РАС это широкое понятие, сюда входят и синдром Аспергера, и ранний детский аутизм (синдром Каннера), и атипичный аутизм. Конечно же родители пытаются узнать больше о РАС, изучают соответствующую литературу, читают различные статьи в интернете и не всегда находят ответ на волнующий их вопрос: «То есть у моего ребёнка есть аутистические черты, но это не совсем классический аутизм?». А порой и вовсе впадают в панику: «Неужели аутист? Но ведь он всего лишь не говорит, ну да, кубики в ряд складывает, но в остальном же обычный ребенок!» Важно понимать, что дети с аутизмом не говорят, т.к. это является следствием диагноза, в том числе из-за того, что у них нарушены межполушарные связи. Можно с помощью выбранной из множества методик (например, АВА - терапия) научить ребёнка пользоваться речью, но аутизм никуда не уйдет. А дети с отставанием речевого развития могут иметь какие-то, похожие на аутистические, черты (не контактен или любит какую-то одну игру) вследствие именно речевого отставания, и как только ребенок освоит речь, все так называемые «аутистические черты» уйдут сами по себе. Поэтому родителям, увидев в заключении врача аббревиатуру РАС, не стоит опускать руки, напротив, нужно активизировать еще больше собственные ресурсы и уделить внимание и любовь ребенку в двойном размере. Родители скажут: «Куда же больше?! Мы и так делаем все возможное!». Скорее всего это так и есть, но вы так же можете обратиться к специалистам (логопеду, нейропсихологу, психологу), которые помогут вам грамотно организовать воспитательно-образовательный досуг и коррекционную работу с вашим малышом. Возможно, вы невольно, пытаясь сделать лучше, напротив, закрепляете так называемые  застревания ребёнка на чем-то и тем самым еще больше углубляете его те самые аутистические черты. Например, история из практики, ребенок 3 лет, не говорит, на контакт не идет, проблемы со сном, психиатр поставил РАС. Так как проблемы со сном, поздним вечером ребёнок бодрствует, любимое занятие – подходить к окну и искать в темном небе светящийся шар, луну, при это, когда он ее находит всегда завороженно говорит «ууууна» (луна). Мама, желая помочь речевому развитию своего ребёнка, поощряет : «Да, мой хороший, луна, смотри, луна». Даже выводит на улицу: «Смотри, луна, скажи еще раз «луна». И так изо дня в день. Мама, сама того не зная, совершала ошибку, она закрепляла застревание ребёнка. Важно переключить его внимание на что-то еще: «Луна на небе, это небо, а там, смотри, звёзды, а вон внизу по дорожке пробежала собака, смотри, ав-ав. А пойдем твою игрушечку пёсика Тузика найдем и спать уложим и сами ляжем?» и т.д. Важно нормализовать режим сна и бодрствования, питания, переключать внимание ребенка на другие предметы, организовать пространство так, чтобы вокруг ребенка не было пол магазина игрушек, разбросанных в хаотичном порядке, ведь психика ребёнка еще так слаба в этом возрасте. Пусть в доступных для ребёнка местах, например на нижних полочках, лежат несколько книг, соответствующих возрасту ребенка, несколько игрушек (паровозик, машина, кукла), и несколько развивающих пособий (кубики, вкладыши…). При этом обязательно проигрывайте разные ситуации с ребёнком, куклу покормите, машинку отвезите в гараж и т.д., оречевляйте действия «Кукла, пей сок». Скорее всего вначале вы столкнетесь с истериками, протестом со стороны ребёнка, ведь он привык к другому, а то, что вы заставляете его отныне делать - ложиться спать вовремя, говорить «ам-ам» кукле, это тоже своего рода работа для ребёнка, а трудиться по- началу он не захочет, поэтому только регулярные усилия могут дать результат! Вода камень точит. Пожалуйста, увидев в заключении РАС, не отчаивайтесь, не относитесь к ребенку, как к больному, не жалейте его, так, как вы обычно его жалеете при высокой температуре. Оценивайте ситуацию здраво, врач видел вашего ребенка меньше получаса, вы же с ним 24 на 7 и только ваше сердце знает, что именно у ребёнка: аутизм, поэтому он не говорит, ушел в себя и т.д. или не говорит, поэтому появились так называемые аутистические черты.

 Нейропсихолог Никонова Дарья