+7 499 394 6523
+7 925 382 9801
info@neuroyoung.ru
Выезд на дом

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Воспитание ребёнка или родителей? 

Раньше, чем вы начнёте воспитывать своих детей,

проверьте ваше собственное поведение.

А.С. Макаренко

« Она уже большая, чтобы играть в куклы»(8 лет); « я ему сто раз повторяю, а он не слышит»(6 лет); « ничего не хочет делать»(7 лет) и ещё много-много подобных высказываний мы слышим от родителей детей нашего центра.

Тема воспитания остаётся актуальной на протяжении многих десятилетий. Меняется только социальная и информационная среда, уровень жизни. Одно остаётся неизменным: любовь, терпение, уважение, эмпатия.

Родителям приходится решать массу проблем, помимо воспитания детей. Приходя с работы, остаётся время только на уроки с ребёнком, ужин и укладывание спать. В связи с этим, довольно часто, всё остальное (игра, общение по душам, наблюдение за развитием и т.д.) ложится на плечи улицы, детского сада, школы, нянь, бабушек и дедушек. Происходит диссонанс в мировоззрении ребёнка. С одной стороны родители, а с другой стороны все остальные, социум.

Так что же делать родителям в таких непростых условиях? Конечно, есть основные правила воспитания, описанные во многих произведениях известных психологов, педагогов, НО…! Главное это то, какой пример подаём мы, родители, своим детям, на каком психоэмоциональном уровне находимся, какие конфликты есть в семье и в нас самих.

Если взглянуть правде в глаза: всё меньше мы видим в современных детях добра, терпимости, любви.

Прежде всего, надо понять, что у ребёнка своя судьба, своя жизненная программа. Не надо навязывать ему свои догмы и взгляды на жизнь. Многие родители не считаются с мнением своего ребёнка, думая, что они лучше знают, как нужно делать. Требуют подчинения себе, а если этого нет, подавляют.

Зачастую мы не можем ответить на простые вопросы детей или просто отмахиваемся от них. «Ребёнок будет слушать тех, кто его уважает». Кто относится к нему как к взрослому и вполне разумному человеку. Ребёнок, который не находит уважение родных, находит его у других.  В подростковом возрасте может быть улица, «плохие» компании.

Давайте ребёнку совершать ошибки. Некоторые родители в присутствии ребёнка высказываются так: « Ты не сумеешь, не лезь»; « это всё я за тебя сделала»; « у тебя ничего не получается, я сама (сам)» и т.д. Даже если ваш ребёнок ошибся, ошибка сможет его  научить и в следующий раз он не допустит её. Также, не подпуская к ответственному делу, вы не даёте ему развиваться, двигаться вперёд, познавать новое.

Давайте детям обязанности  по силам и по возрасту (например, убрать за котом, полить цветы, вымыть посуду и т.д.), несмотря на статус, наличие нянь, бабушек и т.д. Рассуждая, что «жизнь всему  научит», вы не даёте ребёнку приобретать навыки, которые помогут стать самостоятельным, независимым, уверенным в своих силах.

Учить делиться, совершать бескорыстные поступки нужно не только по отношению к своим родным, но и к другим детям и взрослым, уважать окружающих, помогать слабым и нуждающимся.

Не делайте своего ребёнка «центром вселенной». В некоторых семьях все члены семьи заняты обслуживанием интересов ребёнка, не замечая своих нужд. Такая жертвенность не несёт ничего хорошего. Зачастую это приводит к инфантилизму. Дети вырастают с уверенностью, что не только родители им всё должны, но и общество.

Как часто вы отменяли своё решение из-за того, что чувствовали себя виноватой (ым) перед ребёнком? Например, сказали, что «ты наказан, сегодня без мультиков», а вечером, пожалев, дали посмотреть сразу несколько мультфильмов. Не прививайте такую модель поведения!

Развивайте, а не подавляйте детские эмоции. Не просто «терпеть» долгие, горькие слёзы или гнев. Но детям нужна эмоциональная практика, они должны учиться справляться со своими эмоциями, принимать их. Проживайте эмоции вместе, объясните, чем вызваны, как принять и пережить.

Не говорите ребёнку «плакса», «тупица» и т.д. Он начнёт в это верить. Не каждый ребёнок может противостоять этим «навязанным ролям» в силу своих особенностей. 

Как можно больше и чаще играйте с ребёнком! Очень много книг, статей посвящено этой деятельности. Вспомните себя в детстве. Не стесняйтесь быть злым героем или сказочной феей, смелым автоботом или принцессой. Через игру ребёнок познаёт мир, учится общаться, находить общий язык с вами, перебарывать свои страхи, контролировать эмоции.  И нет возрастных ограничений для игр. Будь то ребёнок 3-х, 8-и лет или подросток.

Поощряйте творчество! Не говорите: «ой, как неаккуратно нарисовано» или «можно было бы сделать лучше». Это его видение, мышление. Поддержите!

Старайтесь находить время для своего ребёнка. Не будьте учителем, бабушкой, дедушкой, психологом. Будьте родителем! Просто любите своего ребёнка! Развивайтесь сами: духовно, эмоционально. Учитесь терпению, принятию! Ваш ребёнок – отражение вас самих!

Федосеева Мария