+7 499 394 6523
+7 925 382 9801
info@neuroyoung.ru
Выезд на дом

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Маленький воображуля, или закалка для ума!... 

В настоящее время многие современные родители при организации досуга детей активно используют телефоны, планшеты, кнопочные музыкальные игрушки и т.п. Казалось бы, что плохого в использовании технических достижений, чтобы занять ребёнка, а мама или папа в это время сделают все свои дела? Ничего, если указанные предметы используются в меру, а не занимают всё время деятельности ребёнка. В противном случае это негативно отражается на развитии некоторых психических процессов (памяти, речи, восприятии и т.д.), одним из которых является воображение.

Что же такого важного в этом процессе, что мы заостряем своё внимание именно на нём? И какую ценность оно несёт для учебной деятельности? Давайте разбираться, и начнём мы с определения данного процесса.

Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений. (под представлением мы понимаем психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта) [4]. Таким образом, чем больше впечатлений получает ребёнок, чем содержательнее и полнее его жизнь, тем больше будет развиваться его воображение.

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта. Оно необходимо для усвоения каких-либо программ, поступающих в наш головной мозг. В связи с этим данный процесс нуждается в особой заботе и плане развития. Основной период развития данного процесса приходится на период от 5 до 15 лет. И если в это время воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этого процесса.

Традиционно можно выделить два вида воображения:

  1. Непроизвольное (непреднамеренное воспроизведение и преобразование полученного ранее опыта. Одним из вариантов являются сновидения);
  2. Произвольное (преднамеренное и осознанное преобразование и воспроизведение ранее полученного опыта. Яркими примерами являются творческое воображение и мечты).

Первым начинает формироваться непроизвольное воображение в период от 1 до 4 лет, что связано с активным развитием процесса восприятия, игровой деятельностью и активного усвоения речи ребёнком. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать сказки взрослых, так как у него еще недостаточно сенсорного (чувственного) опыта, который он получает через свои органы чувств (глаза, рот, нос, уши). Но при этом он с интересом наблюдает, как его любимая, безмолвная игрушка превращается в кого-то живого, смеющегося или плачущего, как рука мамы превращается в человечка с ножками. В период активного усвоения речи ребенок чаще начинает использовать в своих играх воображение, поскольку его чувственный опыт значительно расширяется, но это происходит больше само собой, непроизвольно. Также на данном этапе за счёт воображения происходит развитие наглядно-действенного мышления, способствующего успешному обучению в дальнейшем.

От 4 до 6 лет появляются активные, произвольные формы воображения. В данные период времени образы воображения могут появляться либо по просьбе окружающих, либо по инициативе самого ребенка, при этом у воображаемой ситуации уже появляется цель, сюжет, действующие лица и конечный результат. Иными словами, это период зарождения и активного развития сюжетно-ролевой игры, в процессе которой ребёнок «примеряет» на себя различные формы поведения, учит его способам реагирования на различные ситуации, в которых он оказывается. Этот этап очень важен в жизни каждого ребёнка, поскольку начиная со школьного периода количество ролей, предложенных ему обществом, будет только возрастать, и то насколько хорошо он будет с ними справляться напрямую зависит от того, насколько полно он реализовал себя в период сюжетно-ролевой игры.

Школьный период – это пик развития воображения, поскольку ребёнок начитает получать множество разносторонних как теоретических, так и практических знаний. Происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному (а в старших классах к словесно-логическому) мышлению, в разы увеличивается словарный запас. Успех ребёнка на данном этапе напрямую зависит от многообразия опыта, полученного в предыдущий период.

Чем чреват низкий уровень развития воображения? Детям, чьё воображение находится на низком уровне, сложно усвоить образ букв и цифр, понимать и пересказывать прочитанные тексты, сложно придумать и написать сочинение, поскольку из-за бедного словарного запаса и недостатка сенсорного опыта ребёнку сложно подобрать сравнения и аналогии для выполнения поставленной перед ним задачи. Уменьшение способности фантазировать у детей обедняет личность, снижает возможность творческого мышления, гасит интерес к творческой деятельности. Также затрудняется переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем и словесно-логическому мышлению, поскольку пока не будет усвоен один уровень ребёнок не сможет перейти на другой, т.к. он является более сложным и строится на предыдущем.

Что же можно сделать, чтобы не упустить возможность развить воображение? Мы можем предложить следующие способы:

  1. Обогащать сенсорный опыт в раннем детстве: чем больше предметов разных фактур, форм и цветов – тем богаче представления об окружающем мире.
  2. Развивать речь: чем больше словарный запас, тем больше вариаций для создания чего-то нового.
  3. Использовать прикладное творчество: лепка из различных материалов, рисование, создание своих мелодий и сказок.
  4. Активно участвовать в сюжетно-ролевых играх: придумывать самим, присоединятся к играм других детей.
  5. Использовать различные методические приёмы: словесные игры, дорисовывание картинок, пописывание рассказов, сочинение рассказов и всевозможных сюжетов на нестандартные темы (что напрямую связано с написанием школьных сочинений).

 

Подводя итог, хотелось бы ещё раз подчеркнуть необходимость и важность развития воображения, начиная с ранних лет жизни ребёнка. Поскольку чем богаче опыт предыдущих этапов развития, тем проще и легче детям переходить на следующие, более сложные этапы развития, тем успешнее их школьное (и не только) обучение. Развитое воображение позволяет каждому человеку легче и проще адаптироваться к условиям постоянно изменяющейся внешней среды современного общества.

Нусратуллина Ирина.