Дефектолог или логопед нужен нашему ребенку?
Родителям, обратившимся к психологам, неврологам, педагогам с жалобой на проблемы в обучении и/ или развитии ребенка, почти всегда советуют обратиться к логопеду или дефектологу. Но нередко родители путают, к какому именно специалисту нужно им обратиться.
«Все звуки у нас стоят, логопед не нужен», «дефектологи учат пересказывать?», «он и говорит неважно, и невнимателен», - такие запросы слышат от родителей специалисты. Давайте же разберемся, чем занимается логопед, чем занимается дефектолог, в каких случаях к кому обращаться.
Для начала, дадим определения профессиям. Логопед – специалист, имеющий дефектологическое образование, который занимается постановкой детям звуков, вызыванием речи у неговорящих, развитием словарного запаса и грамматики родного языка, обучает связной речи, правильному диалогу, рассказу, пересказу, а также нередко может учить письму, чтению и базовым правилам русского языка в объеме начальных классов. Специфические ошибки в письме и чтении («дисграфия» и «дислексия») также исправляются логопедом, так как письменная речь – всё равно речь. Логопед знает закономерности нормального и задержанного развития ребенка, особенности развития высших психических функций: внимания, памяти, восприятия и т.д.
Дефектолог – более широкое понятие, обозначает педагога, который занимается обучением детей с проблемами, задержкой развития, коррекцией особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, интеллекта, самоконтроля. Как видим, определения частично совпадают, таким образом, логопед – более специализированный дефектолог, работающий в основном с речью, устной и письменной, а «чистый» дефектолог корректирует остальные ВПФ (уже упомянутые высшие психические функции). Дефектолог – не логопед, но логопед – всегда и дефектолог, нередко оба специалиста имеют дополнительную специализацию, чтобы работать с сочетанием разных нарушений у одного ребенка.
Таким образом, неверно частое мнение, что «логопед только учит выговаривать буквы, а для хороших пересказов нужно искать дефектолога», так как развитие умения рассказывать – прямая задача логопеда. Он же корректирует «глупые и упрямые» ошибки в русском языке, если эти ошибки не связаны со знанием и использованием школьных правил.
Если же у ребенка вовремя появилась и хорошо развита устная речь, нет дисграфических ошибок на письме, но упорно страдают внимание, память, ориентация в реальном пространстве и на листе, почерк, самоконтроль, восприятие, умение планировать работу, то ему необходимы занятия с дефектологом, который разовьет ему познавательные (когнитивные) процессы и скорректирует проблемы.
В случае сложного сочетания проблем у детей – и с речью, и с познавательными функциями – необходима работа специалиста-универсала (их не так мало) или двоих специалистов, логопеда с дефектологом, ведущих работу вместе, направляя друг друга. В таком случае, будет достигнут наилучший результат.
Беловолова Элина, логопед. 25.09.2016.