+7 499 394 6523
+7 925 382 9801
info@neuroyoung.ru
Выезд на дом

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Как привить ребёнку любовь к чтению?

С каждым годом всё больше родителей обращается в психологические центры с просьбой научить их детей читать. Мотивы такого запроса у каждого родителя свои. Кто-то хочет таким образом занять ребёнка, кто-то видит в этом практическую пользу (будет в школе легче учиться), кто-то, видя, что соседское чадо всё время с книгой, начинает переживать, что их сын или дочь может оказаться в отстающих и, не желая этого, записывают на всевозможные курсы по обучению чтению. Есть даже такие, кто просто хочет похвастаться перед соседями, что их 3-4-х летний Петенька уже сам читает себе сказки!

Но, несмотря на обилие всевозможных обучающих чтению курсов, педагогов, психологов и желания родителей, количество читающих детей с каждым годом сокращается. Возникает вполне закономерный вопрос: «Почему же при наличии множества специалистов и доступности книг на любой вкус и цвет, дети отказываются читать? Как научить их любить чтение, когда кругом так много отвлекающих факторов как телефон, планшет и компьютер?» Попробуем разобраться в этих вопросах.

Спрашивая у самих детей, почему они не читают, часто можно услышать, что это неинтересно, нудно, долго, трудно, утомительно.

Необходимо отметить, что чтение это процесс автоматизированный, у взрослого человека он не требует никаких усилий, поскольку годами отработан и закреплён. Ребёнку же необходимо себя организовывать, прилагать усилие и заставлять, чтобы прочитать хотя бы предложение. Это очень трудно ему даётся, поскольку произвольность внимания, памяти ещё не сформирована в такой степени как у взрослого. Отсюда и получается, что чтение становится очень кропотливым и тяжёлым процессом, в котором ребёнку нужна помощь и сопровождение взрослого. Поэтому прежде, чем обучать ребёнка чтению, он должен быть готов к этому обучению! В чём же заключается эта готовность?

Я выделяю три:

• Нейропсихологическая – готовность психических функций (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентации), участвующих в успешном усвоении процесса чтения;

• Социальная готовность – отношение к чтению в семье и в ближайшем окружении, с которым взаимодействует ребёнок;

• Психологическая готовность – мотивация к чтению и обучению в целом.

Наличие всех этих перечисленных выше составляющих определяют успешность усвоения ребёнком процесса чтения.

Рассмотрим каждую из них более подробно.

Нейропсихологическая готовность

Говоря о нейропсихологической готовности, необходимо обратиться к концепции о трёх функциональных блоках мозга, сформулированной основателем нейропсихологии как науки советским психологом А. Р. Лурия.

1-й основной блок – энергетический или блок тонуса, обеспечивает питание мозга, даёт ему энергию для работы. При недостаточном развитии данного блока головного мозга ребёнок быстро утомляется, в связи с чем, процесс чтения значительно усложняется и замедляется. Поэтому важно повышать энергетический тонус мозга, этому способствует дыхательная гимнастика, специальный массаж, сопровождающий весь процесс обучения. Также важную роль играют положительные эмоции и интерес к изучаемому материалу

2-й блок – блок приёма, переработки и хранения информации, которая поступает к нам из внешнего мира. Зрительная, слуховая и двигательная память, все виды восприятия, понимание логико-грамматических конструкций, пространственные представления – все эти функции обеспечиваются данным блоком мозга. Если что-либо из перечисленного, не сформировано у ребёнка, мы начинаем сталкиваться с различного роза трудностями. Например, при нарушении зрительной памяти ребёнок может читать, но дочитав текст, не будет помнить, что за чем следовало, таким образом, пересказа текста также не будет. При несформированности логико-грамматических отношений ребёнку сложно выделить основную идею художественного произведения и объяснить причину тех или иных событий, описанных в рассказе.

3-й блок – блок программирования, регуляции и контроля деятельности. В случае недостаточности сформированности данного блока ребёнку сложно строить программы своих действий, контролировать их выполнение и делать соответствующие выводы. Например, в то время как все в классе будут писать под диктовку, ребёнок смотрит в окно или занят каким-либо своим делом, не относящимся к занятию. В чтении дисфункциональность данного блока будет выражаться в неспособности ребёнка дать оценку действиям главных героев рассказа, ответить на вопросы: хорошо или плохо они поступали? Были ли подобные случаи в жизни самого малыша или это может быть только в вымышленном произведении? И т.д. Делая вывод, мы можем заключить, что недостаточная нейропсихологическая готовность может стать первым камнем на пути к обучению чтению.

Социальная готовность

Сюда в первую очередь входят любовь к чтению и грамотная речь самих родителей, достаточный уровень общения между членами семьи, достаточное игровое развитие в дошкольный период и т.п. Не следует ожидать от ребёнка проявления интереса к книгам, если вы сами не помните, когда в последний раз проводили время за прочтением интересного романа, детектива или любого другого художественного произведения. Сейчас, к сожалению, многие предпочитают в организации детского досуга отдаваться на милость электронным гаджетам, поскольку они способны на длительное время увлечь ребёнка, позволяя родителям заняться своими делами. Исчезает традиция семейного чтения, бесед во время прогулки, коллективных походов и т.д. Из-за чего очень страдает образное восприятие ребёнка окружающего мира. Лучший пример для малыша – это сам родитель с книгой в руках.

Психологическая готовность

Говоря о психологической готовности, прежде всего, хочется отметить, что у каждого возраста есть свои задачи развития, который ребёнок должен успеть реализовать (отыграть), иначе это «не отыгранное» переходит на следующие годы, с течением времени формируя комплексы. Так, вместо того, чтобы ходить на курсы по раннему обучению чтению, лучше отвести ребёнка туда, где он сможет поиграть с другими детьми, получить положительные эмоции и опыт общения. Если в дошкольном возрасте (3-6 лет) листики не превращались в денежки, а палка в пистолет или лошадку, значит его фантазия не развита в достаточной степени. А именно воображение приносит наибольшее удовольствие при прочтении книги. Как же вырастить и развить у ребёнка любовь к чтению? Для начала, даже у самого маленького ребёнка книга должна ассоциироваться с чем-то приятным – мамиными руками и улыбкой.

Если с самого раннего возраста книга будет ассоциироваться с удовольствием, то подрастая, ребёнок сам потянется к книге. Если в доме нет книг, то не ждите, что ребёнку будет интересно чтение, поэтому собирайте домашнюю библиотеку. Наполните её теми книгами, которые сами любили в детстве. Читайте перед сном, именно в этот период эмоциональное восприятие прочитанного наиболее сильное. Читайте вслух, постепенно передавая инициативу ребёнку. Просите читать для себя или для любимой игрушки малыша. На начальных этапах овладения чтением следите, чтобы ребёнок не спешил, не читал громко, объясняйте незнакомые для него слова, не заставляйте сидеть с книгой более 5-7 минут (это подстегнёт интерес к дальнейшему чтению книги).

Приводите цитаты из книг в подходящей жизненной ситуации или проводите аналогии с событиями из жизни литературных героев, так вы подстегнёте интерес узнать о нём побольше. Если ребёнок плохо улавливает смысл прочитанного, тренируйтесь на пословицах, поговорках и баснях. Пусть после прочтения попробует объяснить их смысл. И самый главный, пожалуй, один из ключевых моментов, хвалите и ободряйте вашего ребёнка! В период освоения новой деятельности он как никогда нуждается в вашей поддержке. И на последок, никогда не притворяйтесь, что любите читать, если это не так на самом деле. Дети чувствуют, когда вы лукавите, но также чувствуют и искренность! Чем больше читает ребёнок, тем лучше он будет ориентироваться в жизни и разбираться в людях. Учите читать своих детей и читайте сами!

Психолог Рубаненко Ирина