+7 499 394 6523
+7 925 382 9801
info@neuroyoung.ru
Выезд на дом

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Мой ребенок - ,,Не норма,,….

Дети бывают разные. Разные в своем физическом и умственном развитии. Некоторые родители детишек с какого-то момента развития ребенка начинают замечать, что что-то не так… Он не лепит, как другие, не рисует. Он не говорит, хотя в его возрасте, другие дети болтают, не остановить. Он не играет с игрушками, не любит контактировать с людьми. Вообщем он другой…

К детям, родившимся с различными физическими и умственными недостатками, общество относилось отрицательно всегда. В России аномальные дети воспитывались в приютах или монастырях. Сейчас для таких детишек существуют специальные реабилитационные центры, коррекционные школы различных видов. Но проблема в том, что, как правило, в такие школы определяют детей с совершенно разными диагнозами. И зачастую, такая коррекция ребенку совершенно не на пользу, а наоборот во вред.

Что же такое ,,дизонтогенез,,?

Термин ,,дизонтогения,, обозначает отклонение организма от нормального развития (Швальбе 1927).

Различают:

  • Общее недоразвитие
  • Задержанное развитие
  • Поврежденное развитие
  • Дефицитарное развитие
  • Искаженное развитие
  • Дисгармоничное развитие

Т.е. ,,не норма,, бывает разной – РДА (ранний детский аутизм), умственная отсталость, ДЦП, различные варианты хромосомного нарушения (синдром Дауна, синдром Эдвардса, синдром Мартин-Белл и т.д.). И это далеко не все…

Но что делать, если врач поставил вашему ребенку такой диагноз, как ЗПР? Что это такое и что с этим делать? Мой ребенок умственно отсталый? Зачастую родители очень напуганы таким диагнозом. Что же такое ЗПР?

ЗПР- задержка психического развития. Для задержанного психического развития характерным является замедление темпа формирования, временная фиксация на более ранних возрастных этапах. Временное отставание психики. ЗПР бывает разного происхождения – 1. конституционного (инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения), психогенного (неблагополучные условия воспитания), соматического (обусловлена длительными хроническими заболеваниями), церебрально-органического генеза (свидетельствующих о поражении ЦНС). За рубежом, а теперь и у нас причиной возникновения этой формы задержки связывают с ,,минимальной мозговой дисфункцией,, - ММД. Этот диагноз у неврологов не редкий. Слабовыраженная органическая недостаточность головного мозга ведет к значительному замедлению темпа психического развития ребенка. Как правило, она является следствием перинатальной патологии и имеет следующие общие симптомы: повышенная утомляемость, специфические проблемы с вниманием и памятью, плохая переносимость шума, яркого света. Дети часто жалуются на головные боли, усталость. К концу дня ребенок перевозбужден или растормаживается. Рассмотрим чуть подробнее общую картину…

Дети с ЗПР оказываются не готовыми к школьному обучению. Запас знаний у таких детишек не соответствует возрастной норме. Активный и пассивный словарь беден. В речи встречаются аграмматизмы и нарушения звукопроизношения, иногда отсутствие речи вообще (таким детям обычно ставят диагноз ЗПРР). Отмечается низкая познавательная активность. Умственные операции, действия и навыки сформированы не достаточно. Страдает регуляция поведения. Неполноценность пространственной ориентировки. Трудности формирования навыков письма и чтения. В восприятии недостаточность перцептивных операций ( зрительный материал должен содержать небольшое количество деталей, сопровождающихся комментариями). Детям с ЗПР свойственно снижение произвольного внимания и работоспособности. У детей с ЗПР преобладание ,,наглядной,, памяти над ,,словесной,, проявляется сильнее, чем в норме. Наглядно-действенное мышление страдает в меньшей степени. Наибольшие затруднения вызывает выполнение заданий, требующих словесно-логического мышления. Недостаточна тонкая моторика. Каков прогноз? Прогноз для таких детей в целом благоприятен. Наиболее важный возраст для диагностики ЗПР 3-6 лет.

Для более четкой картины понадобятся обследования медицинского характера, нейропсихологическая диагностика для определения нейропсихологического статуса, логопедическая диагностика. К таким детям нужен особый индивидуальный подход. Ведь это поддается коррекции. И зачастую, ребенок при правильном коррекционном подходе идет не в коррекционную школу, а в самую обычную общеобразовательную. Чем кардинально задержка психического развития отличается от общего недоразвития (умственной отсталости)? Тем, что она хорошо поддается коррекции (нейропсихологической, педагогической, логопедической), т.е. имеет обратимость интеллектуального дефекта. Пока мозговые структуры ребенка находятся в стадии формирования… Не все потеряно!… И ребенок из ,,не норма,, становится ,,нормой,,.

Нейропсихолог Праведникова Ирина