+7 499 394 6523
+7 925 382 9801
info@neuroyoung.ru
Выезд на дом

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

У моего ребенка дисграфия.

Письмо – это сложный психофизиологический процесс. Процессы письма и устной речи различаются по многим параметрам. Так устная речь возникает в среднем на втором году жизни ребенка, а письмо формируется на 5-7 году. Устная речь возникает непосредственно в процессе общения со взрослыми, а письмо формируется сознательно в процессе обучения.

Написание слова распадается для ребенка на ряд задач: выделить звук, обозначить его соответствующей буквой, запомнить ее, записать. По мере развития навыка письма психологическая структура его меняется. Некоторые операции письма автоматизируются и превращаются в моторный навык.

При незрелости различных отделов головного мозга ребенка, письмо может страдать. В зависимости от того, какой участок головного мозга недоформирован, проявляются разные формы трудностей письма. Ошибки под час кажутся в том, или ином случае одинаковыми, но коррекционная работа должна быть качественно разной.

Как, правило, диагноз ,,дисграфия,, не ставиться на начальном этапе обучения. Пока ребенок обучается в начальной школе, утверждать, что у него дисграфия нельзя, но вполне можно уже отследить намечающиеся предпосылки. Проблемы с письмом, как правило, сопровождаются проблемами с чтением.

Дисграфия делиться на 2 группы:

  • - речевые формы
  • - неречевые формы.

Виды дисграфии:

  1. Афферентно-моторная дисграфия. Наблюдается при незрелости нижних отделов ретроцентральной области левого полушария. Несформированность артикуляционных механизмов речи приводить к дефектам формирования артикулем. Школьники ,,не чувствуют,, тех звуков, которые должны написать. Это ведет к нарушению письма отдельных звуков, близких по способу и месту образования. Наиболее часто заменяемые (Т-Д-Л-Н, М-В-Н, З-С-Ш-Ч, В-Ф). Многие из детей вместо, ,,стол,, пишут - ,,слом,, ,, снаружи,, -,, стдаружи,,. Страдают практически все виды письма, кроме списывания.
  2. Эфферентно-моторная дисграфия. Наблюдается при незрелости заднелобных отделов коры левого полушария. Процесс написания отдельных букв, не представляет никаких трудностей. Трудности возникают при написании слога или слова. В основе лежит механизм нарушения переключения с буквы на букву, со слога на слог. Письмо, как правило, замедленное и произвольное. Основной ошибкой являются персеверации (застревания). Ребенок при написании слова может сделать лишние элементы букв (ш, и, ). По нескольку раз обводить одну и ту же букву, переставлять буквы в слове, пропускать гласные буквы или согласные при их стечении. Вторым видом трудностей является нарушение структуры фразы, аграмматизмы.
  3. Оптико-пространственная дисграфия (Несформированность затылочно-теменных отделов головного мозга). При начальном обучении детей письму трудности, связанные со зрительным и зрительно-пространственным восприятием встречаются часто. Наиболее часто у детей встречается так называемое ,,зеркальное письмо,,. Дети путают буквы близкие по конфигурации (прописные ш-т, б-д и др.) Часто ,,зеркальное письмо обнаруживается у детей с явными или ,,стертыми,, признаками левши. Помимо этого для детей представляет сложность ориентировки на листе бумаги или строки. Может страдать почерк. 
  4. Сенсорная дисграфия (Недоформирование височной области левого полушария). В случае сенсорных форм дисграфии страдают процессы акустического восприятия из-за дефектов фонематического слуха или снижения объема акустического внимания. Недоразвитие фонематического слуха неизбежно ведет к нарушению звукобуквенного анализа и процесса различения фонем. Ребенок не может написать самостоятельно, и тем более под диктовку, ни одной звуко-буквы или их сочетаний, В случаях, менее выраженной степени, письмо изобилует литеральными параграфиями (звуки заменяются по фонематическому признаку б-п, к-г, г-х, д-л, мягких звуков на твердые – ль-л, ки-кы и др. близкие гласные – о-у, а-ы, и-е и др.)
  5. Регуляторная дисграфия По поводу этого вида дисграфии часто возникают споры. Можно ли ее вообще считать одним из видов? Обусловлена несформированностью произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля). У детей с такими сложностями отмечаются проблемы с удержанием произвольного внимания, включением в задание, импульсивностью решений. Невозможностью распределить внимание между технической стороной письма и правилами орфограммы. Дети могут знать правила русского языка, но не соблюдать их правила.

 Нейропсихолог Праведникова Ирина