Раннее развитие ребенка (1-3 лет)
Для начала, немного важной информации…
Родителям стоит задуматься, если ребенок к трём годам (не важно ,,норма,, или ,,не норма,,):
1. Плохо говорит: нет фразовой речи (предложениями) и/или говорит совсем невнятно, во рту «каша».
2. Не прошел в первый год все стадии моторного развития (не ползал, например).
3. Не рисует и не пытается.
4. Не удерживает произвольное внимание, даже в течение3-5 мин.
5. Не умеет кушать самостоятельно.
6. Не ходит на горшок.
7. Не играет: совсем не интересуется игрушками, нет предметно-манипулятивной деятельности.
8. Плохо идет на контакт с детьми и взрослыми: нет потребности общения со сверстниками.
А также, если в анамнезе были: родовая травма, ребенок родился с помощью кесарева сечения, был и остается гипер/гипотонус, много болел и принимал антибиотики и сильнодействующие лекарства, ребенок перенес наркоз, были различные травмы головы.
О нашей методике по раннему развитию…
В ходе наших занятий с ребенком мы в первую очередь определяем:
- нейропсихологический статус, т.е. в каком состоянии находятся психические функции ребенка, соответствуют ли они возрастным параметрам;
- уровень речевого развития;
- социальную адаптацию (легко ли ребенок вступает в контакт), присутствуют ли невербальные способы общения (мимика, жестикуляция и т.д.);
- особенности поведения: пассивно или активно включается в тот или иной род деятельности, присутствуют ли специфические черты характера (агрессия, тревожность и т.д.);
Наша методика основана на всестороннем развитии ребенка. Обучение, коррекция и развитие ребенка проходит по четырем направлениям:
1. Интеллектуальное.
2. Моторное.
3. Речевое
4. Эстетическое.
При работе с ребенком мы опираемся скорее не на возраст, а на уровень и состояние психических функций в данный момент, т.е. подразумевается индивидуальный подход к каждому ребенку. Обязательно учитывается основной вид деятельности, характерный этому возрасту: предметно-игровой.
Занятия проходят в игровой форме, но с четкой целью, требованиями и конечным результатом.
В занятие входит:
1. Моторное развитие.
Базовый комплекс - комплекс двигательных упражнений, сенсомоторной коррекции, который мягко воздействует на несформированные участки отделов головного мозга. Помогает развитию межполушарных взаимодействий, пространственного фактора относительно своего тела, а впоследствии и на листе бумаги, развитию зрительно-моторной координации, слухового восприятия, повышению произвольного внимания, также снятию гипер/гипотонуса и т.д. Даются и дыхательные упражнения на повышение общей работоспособности ребенка.
Также включаются упражнения на развитие общей координации, укрепление мышц и умение владеть своим телом (дорожки, препятствия, прыжки, игры в “Кошки-мышки” и т.д.), подвижные игры с мячом.
Мелкая моторика развивается в таких упражнениях, как лепка, бусины, шнуровки, нитки, пуговицы, мозаика, прищепки, аппликация и т.д. Работа с сыпучим материалом (фасоль, песок, макароны, манка, глина, тесто) и массаж пальчиков развивают и моторику, и чувствительность. Отрабатывается умение правильно держать карандаш, кисточку, работать с ножницами.
2. Когнитивное развитие.
Включает в себя:
- развитие и увеличение объема зрительной и слухоречевой памяти;
- развитие внимания, его произвольности, устойчивости, распределения, избирательности;
– развитие мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения). В этот возрастной период преобладает наглядно-действенное мышление. Опираясь на эти параметры, с ребенком изучаются основы цвета, формы, длины, ширины предметов, их свойства, количество и т.д;
- конструирование из кубиков, деревянных деталей, спичек, коробочек, паззлы и т.д.;
- изучение зрительно-пространственных представлений относительно своего тела и на листе бумаги: понятий “право” и “лево”, “вверх” и “низ”. Изучение схемы тела и пространственных отношений между предметами: “за”, “перед”, “под”, “над”, “между”;
3. Речевое развитие.
Включает в себя:
- пополнение пассивного словаря;
- работу над активным словарем: увеличение словарного запаса, его уточнение. Либо ,,запуск речи,, если ребенок не говорит;
- развитие внимания к речи, слухового восприятия, фонематического слуха (умения вычленять звуки из потока речи);
- развитие грамматического строя речи: правильного согласования слов, употребления предлогов;
- развитие связной речи, умения рассказывать, с учетом существующего словарного запаса;
- чтение и проговаривание сказок, чтение стихов;
- активное использование приемов логоритмики.
- артикуляционную гимнастику, направленную на укрепление мышц артикуляционного аппарата, необходимое для последующего выговаривания «сложных» звуков («с», «ш», «р», «л» и других) и профилактики нарушений произношения. Но сама постановка звуков учитывает возрастную норму (например, «р» не ставится в три года, но «каша» во рту не допустима ни в каком возрасте).
4. Эстетическое развитие.
Включает в себя:
- рисование акварелью, гуашью, мелками;
- рисование нетрадиционными способами: пальчиковое, ладошками, губкой, методом выдувания, оттиска, трафаретное рисование;
- изучение произведений художников;
- изучение и прослушивание музыкальных произведений композиторов;
Также на занятиях расширяется запас представлений об окружающем мире, развивается кругозор. Используются пальчиковые куклы. Проигрываются мини-сюжеты из сказок и бытовых ситуаций: “покорми куклу”, “одень куклу и т.д.”. Отрабатываются и изучаются различные бытовые навыки: “чем мы подметаем” “чем мы причесываемся” и т.д.



