Нейропсихологическая коррекция.
У большего процента детей проблемы в развитии и обучении имеют под собой глубокую подоплеку ранней стадии беременности, периоде родов, не правильном моторном развитии в первый год жизни. Принцип двигательной коррекции (сенсомоторной) – немедикаментозная активация и стабилизация передних и задних структур головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия.
Двигательная коррекция состоит из ряда определенных двигательных упражнений, постепенно усложняющихся и направленных на:
-развитие межполушарных взаимодействий;
-пространственного фактора;
-повышение саморегуляции и контроля;
-снятие различного рода синкинезий (Синкинезия- признак неправильно сложенных связей в мозге;): ребенок пишет, рисует, высунув язык, болтает ногой и т.д.
- быстрое переключение с одной деятельности и программы на другую и т. д.
В комплекс двигательной коррекции, также входят упражнения на улучшение зрительно-моторной координации (направлены на расширение визуального пространства, необходимого при чтении, списывании с доски, с учебника). Также включены дыхательные упражнения ( на повышение нейродинамики т.е. общей работоспособности ). Зачастую ребенок не в состоянии физически высидеть урок. Он утомляется. Работоспособность снижается, появляются флуктуации (обрывы) произвольного внимания. Кроме того нейропсихологическая коррекция включает в себя комплекс индивидуально подобранных методик, направленных на развитие когнитивных функций: памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мышления и т.д). Особое внимание уделяется произвольному вниманию.
Школьникам нередко необходимо укрепление и правильная постановка руки при письме, ведь иногда дети не любят писать, потому что неправильно держат ручку и им просто тяжело это делать; особенно если в руке присутствует гипотонус (слабость) или гипертонус (лишнее напряжение) мышц.
Курс нейропсихологической двигательной коррекции рассчитан на 20-25 занятий. С периодичностью 2-3 раза в неделю, продолжительностью 1,5 часа.
Как отследить результат?
В первую очередь результат мы отслеживаем, ориентируясь на школьную успеваемость. На каждое занятие составляется конспект, где прописываются –запрос родителя, результаты диагностики, цель занятия и упражнения. Эти конспекты предоставляются по запросу родителя. После 10-12 занятия составляется подробный промежуточный анализ проделанной работы (что было - что улучшилось).
Конспект нейропсихологической двигательной коррекции:
Название упражнения, задания | Цель |
1. Дыхательные упражнения | Приведение коры головного мозга в тонус. Включить ребенка в учебный процесс, повысить работоспособность. |
2. Упражнение на зрительно-моторные координации | Расширение зрительного пространства. Подготовка к восприятию зрительного материала и списыванию с доски, с учебника, расширение зрительных границ при чтении и письме. |
3. Упражнение на акустический гнозис | Расширение аудиального пространства, восприятия инструкции и речи. Подготовка к звуковому анализу исинтезу слов, к восприятию фонем |
4. Дыхание животом | Повышение работоспособности, ломка дыхательного стереотипа, повышение самоконтроля |
5. Подъем рук и ног (одноименно и разноименно) | Активизация правого и левого полушария и межполушарных взаимодействий. Развитие кинетического праксиса. Повышение самоконтроля и саморегуляции |
6. Качалочка на спине | Направлена на устранение гипотонуса в теле. Повышение самоконтроля. Повышение энергетики коры за счет активизации ЦНС |
7. Качалочка на животе. | Направлена на устранение гипотонуса в теле. Повышение самоконтроля. Повышение энергетики коры за счет активизации ЦНС. Проработка пространственного фактора |
8. Бревнышко | Повышение самоконтроля. Проработка пространственного фактора относительно своего тела и габаритов комнаты, подготовка к восприятию пространства на листе бумаги |
9. Партизан на животе (только вперед) | Активизация межполушарных взаимодействий |
10. Партизан на спине (только назад) | Активизация межполушарных взаимодействий. Проработка пространственного фактора |
11. Гусеница большая (вперед и назад) | Укрепление мышц спины. Способствует переключению с одной деятельности на другую, контроль за своим поведением, своим телом |
12. Гусеница с проговариванием по фазам | Соотнесение двигательной деятельности с речью. Подготовка к анализу слова |
13. Гусеница маленькая (вперед и назад) | Укрепление мышц спины. Активизация межполушарных взаимодействий |
14. Упражнение «Кошечка» одноименно, разноименно, с переключением по хлопку или по заданной программе. | Активизация правого и левого полушарий головного мозга. Активизация межполушарных взаимодействий. Отработка координации движений. Умение переключаться с одного действия и деятельности на другое. Выработка умения следовать заданной инструкции |
15. Упражнение «Сфинкс» одноименно, разноименно, по хлопку с переключением или по заданной программе, с поднятием руки и ноги | Активизация правого и левого полушарий головного мозга. Активизация межполушарных взаимодействий. Отработка координации движений. Умение переключаться с одного действия и деятельности на другое. Выработка умения следовать заданной инструкции |
16. Упражнение «Лева», «Лева руки-скрестно» - одноименно, разноименно, с переключением по хлопку, с языком и глазами | Активизация правого и левого полушарий головного мозга. Активизация межполушарных взаимодействий. Отработка координации движений. Умение переключаться с одного действия и деятельности на другое. Выработка умения следовать заданной инструкции. Снятие синкинезий. Повышение самоконтроля за сосбатвенной деятельностью |
17. Упражнение «Паучок» вперед-назад, боком. Одноименно, разноименно, с переключением по хлопку. | Активизация межполушарных взаимодействий. Отработка пространственного фактора. Укрепление мышц рук |
18. Упражнение «Лева боком», одноименно, разноименно, руки скрестно, с переключением по хлопку или заданной инструкции | Активизация правого и левого полушарий головного мозга. Активизация межполушарных взаимодействий. Отработка координации движений. Умение переключаться с одного действия и деятельности на другое. Выработка умения следовать заданной инструкции. Повышение самоконтроля за собственной деятельностью |
19. Упражнение «Носочки-ладошки» одноименно, разноименно, с языком и глазами, руки скрестно-ноги врозь с переключением по хлопку | Активизация правого и левого полушарий головного мозга. Активизация межполушарных взаимодействий. Отработка координации движений и мелкой моторики. Умение переключаться с одного действия и деятельности на другое. Выработка умения слушать и следовать заданной инструкции. Повышение самоконтроля за собственной деятельностью. |
20. Упражнение «Скалолаз» одноименно, разноименно, руки скрестно, с переключением по хлопку или заданной программе | Активизация правого и левого полушарий головного мозга. Активизация межполушарных взаимодействий. Отработка координации движений. Умение переключаться с одного действия и деятельности на другое. Выработка умения следовать заданной инструкции. Повышение самоконтроля за собственной деятельностью |
21. Упражнение «Солдат» одноименно, разноименно, с переключением по хлопку | Активизация правого и левого полушарий головного мозга. Активизация межполушарных взаимодействий. Отработка координации движений. Умение переключаться с одного действия и деятельности на другое. Выработка умения следовать заданной инструкции. Повышение самоконтроля за собственной деятельностью |
22. Упражнение «Гномик» одноименно, разноименно, с переключением по хлопку. | Активизация правого и левого полушарий головного мозга. Активизация межполушарных взаимодействий. Отработка координации движений. Умение переключаться с одного действия и деятельности на другое. Выработка умения следовать заданной инструкции. Повышение самоконтроля за собственной деятельностью |
23. Упражнение «Ходьба с хлопками» | Повышение самоконтроля за собственной деятельностью. Снятие симптомов инертности и импульсивности. Развитие акустического гнозиса. |
24. Упражнение «Отработка элементов динамического праксиса» 3 программы | Повышение самоконтроля за собственной деятельностью. Умение быстро и четко переключаться с одной деятельности на другую. Снятие симптомов инертности. Выработка следовать заданной инструкции |
25. Упражнение «Хлопки под музыку» | Развитие акустического гнозиса и слухомоторных координаций. |