+7 499 394 6523
+7 925 382 9801
info@neuroyoung.ru
Выезд на дом

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Стили семейного воспитания и их влияние на ребёнка.

Семья – важнейшая составляющая жизни каждого ребёнка. Именно в семье ребёнок приобретает навыки необходимые для успешной реализации его собственной взрослой жизни. То, насколько успешным будет малыш, когда вырастет, напрямую зависит от стиля воспитания принятого в его родительской семье.

Что же подразумевается под стилем воспитания? Стиль воспитания – это совокупность методов воздействия на ребёнка, определяющая особенности его взаимоотношений с родителями. В психологии можно выделить 4 основных стиля: авторитарный, демократический, гипоопекающий и гиперопекающий. Рассмотрим каждый из них.

Авторитарный стиль

Пожалуй, это самый жёсткий стиль воспитания из вышеуказанных. Воспитывая, родители подавляют инициативу ребенка, стремятся постоянно руководить и контролировать его действия и поступки. В семьях с авторитарным стилем воспитания физические наказания за малейшие проступки является нормой, без которой из ребёнка «не выйдет толк». Таких родителей заботит одно – чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. В связи с этим дети в таких семьях лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия и поддержки. Родители строго следят за выполнением домашнего задания, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Результатом таких мер является нежелание учиться, дети с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков. При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, ребёнок становится неуправляемым.

В результате авторитарного стиля воспитания у ребёнка формируются такие черты характера как:

  • неуверенность в себе, робость, неспособность постоять за себя;
  • комплексы неполноценности;
  • лживость и угодничество (поскольку всегда нужно соответствовать родительским требованиям);
  • забитость и пессимизм;
  • агрессивность, авторитарность, конфликтность, озлобленность;
  • недоверчивость и неуверенность и т.п.

Как результат такие дети с трудом адаптируются в коллективе, им сложно найти друзей, выстраивать личные взаимоотношения. К подростковому возрасту ребёнок становится всё более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. Желание родителей всегда принимать решения за ребёнка, подавляя тем самым его инициативу, лишая ребёнка возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя приводит к серьёзным конфликтам, вплоть до ухода ребёнка из дома.

Гипоопекающий стиль

Если авторитарный стиль славится своим контролем за каждым движением ребёнка, то гипоопекающий – его отсутствием. Общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Именно поэтому данный стиль воспитания ещё называют попустительским.

Для родителей с гипоопекающим стилем общения с ребёнком характерно отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике ребёнка, игнорирование его желаний и интересов, эмоциональное равнодушие и холодность, вседозволенность, упрёки, низкий уровень контроля за поведением. В такой семье, чтобы добиться своего ребенок часто использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Он не понимает слово «Надо!» и «Нельзя!», указания и требования взрослых не выполняет.

Гипоопекающие родители искренне считают, что давая полную свободу своему малышу, они научат его различать что «правильно», а что «неправильно». В связи с этим таким родителям очень сложно установить границы дозволенного.

Вследствие этого у ребенка гипоопекающих родителей формируются такие черты характера как:

  • самостоятельность;
  • эгоистичность;
  • конфликтность, раздражительность, агрессивность, мстительность, жестокость;
  • отсутствие чувства стыда и вины; - склонность к асоциальным формам поведения (воровство, бродяжничество, наркомания);
  • лживость и манипулирование и т.п.

Из-за постоянного недовольства окружающими людьми, такому ребёнку очень сложно вступать в нормальные социальные взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка не редки частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам. В будущем ребёнок, воспитанный гипоопекающими родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности установлением социальных контактов, он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.

Гиперопекающий стиль

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности, удовлетворяя все его потребности, ограждая его от забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него, преувеличивают таланты и способности ребёнка. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие. Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят развитие у ребёнка настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Итогом данного стиля семейного воспитания являются следующие четы характера:

  • зависимость от чужого, а также негативного влияния от других людей (дети вырастают «маменькиными сынками»);
  • беспомощность, инфантильность, неуверенность в себе;
  • тревожность, плаксивость;
  • эгоцентризм, тунеядство, потребительство;
  • хамство и капризность;
  • склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жестокость;
  • нетребовательность к себе и т.п.

По мере взросления у такого ребёнка возникают трудности в социализации. Лишь некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными.

Демократический стиль

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности, интересы и желания. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. В семье с демократическим стилем воспитания ребёнок принимает активное участие в семейных делах, его мнение учитывается при принятии решений. Родители в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины. Подобная позиция повышает уверенность в себе и своих силах, даёт опыт самоуправления. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Ребёнок, выросший в семье с демократическим стилем воспитания:

  • доброжелателен и открыт;
  • инициативен и заботлив;
  • самостоятелен, ответственен и уверен в себе;
  • трудолюбив и т.д.

Родители всегда выслушивают своего ребёнка, дают ему возможность взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия. Таким образом, в семье царит атмосфера взаимопонимания и любви, дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми. Из всего вышесказанного можно заключить, что демократический стиль является наиболее эффективным при воспитании детей. В любом случае, какой бы из вышеописанных стилей не выбрал родитель, важно учитывать темперамент ребёнка, чтобы помочь ему максимально реализовать свой потенциал.

Психолог Нусратуллина Ирина