+7 499 394 6523
+7 925 382 9801
info@neuroyoung.ru
Выезд на дом

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Компьютер: быть или не быть?

«Эх... — вздыхает иной раз мама современного ребенка — Вот в нашем замечательном детстве, где не было компьютеров, планшетов и всего остального, все мы собирались во дворах и часами гуляли с друзьями, а теперь моего/мою от экрана не оттащишь». А другая ей вторит: «Совсем учиться перестал, только и делает, что в своем этом интернете сидит?»

Знакомо?

В последнее время наблюдается ускоренная компьютеризация всех сфер нашей жизни. Очень часто у наших детей преобладает приоритетность взаимодействия с компьютером перед другими видами деятельности. И это неудивительно, вокруг нас очень много различных гаджетов, которые предлагают разнообразное проведение досуга.

Начиная с малых лет, а то и месяцев малыши частенько уже владеют планшетом или телефоном лучше многих взрослых, они сами могут включить игру или любимый мультик. И на первых порах родители умиляются какой же молодец их любимый малыш, каким же он растет сообразительным и как быстро схватывает все налету. Ведь иногда очень удобно занять крошку планшетом и наконец заняться своими делами, на которые иной раз не хватает ни времени, ни сил. Ваш ребёнок растет, но вот вы замечаете, что вместо того, чтобы пойти и поиграть со сверстниками на улице, малыш всё чаще остается дома и тыкает пальчиками в экран планшета, а на все ваши предложения отвечает отказом. Школьников невозможно заставить делать уроки, потому что они не могут отлипнуть от телевизора или увлекательной игры, подростков иной раз не вытащишь из недр интернета и многое другое, с чем, я уверена сталкиваются многие родители. И в этот момент частенько мы начинаем задаваться вопросом, а как всё это отражается на наших детях, и какие последствия может нести. Внезапно из лучшего друга и помощника компьютер и телевизор превращаются в злейших врагов, которых мы всеми правдами и неправдами начинаем пытаться искоренить. И все же давайте разберемся так ли страшен черт, как его малюют.

Одни из наиболее часто задаваемых вопросов родителей способствуют ли работа с компьютером и компьютерные игры социальной изоляции детей или же наоборот содействуют их взаимодействию со сверстниками и родителями. Помогают ли детям различные обучающие программы-игры и являются ли они более приоритетными по сравнению с обычными играми.

Итак, обо всем по порядку. Взаимодействие с компьютерными технологиями является неотъемлемой частью жизни ребенка. Ни для кого ни секрет, что большинство детей предпочитают проводить свое свободное время с планшетом в руках.

А ведь любой человек с рождения испытывает потребность в человеческом общении, и в целом эта потребность является преобладающей, но в то же время для некоторых детей общение с людьми со временем может быть заменено общением с компьютером. Опасность кроется в том, что компьютер начинает практически полностью заменять им такую важную сторону жизни как общение и игры со сверстниками, что может вести к аутизации и социальной изоляции, сужению интересов, а также может привести к различным соматическим заболеваниям. От чрезмерных нагрузок портится зрение, малоподвижный образ жизни отражается на неокрепшем позвоночнике и мышцах. Мышцы ослабевают, становятся вялыми. Позвоночник искривляется – появляется сутулость, сколиоз, а за ним и остеохондроз. Туннельный синдром запястья (характеризующийся сильной болью в запястьи) также частый спутник «компьютерных» детей. Перенапряжение шейного отдела позвоночника приводит к ухудшению кровоснабжения головного мозга. У детей начинает выражено проявляться излишняя утомляемость, беспокоят частые головные боли, нарушение сна. Как результат невыполненные домашние задания, начинает страдать учеба, учителя жалуются на невнимательность, рассеянность.

Вторая причина ограничить своё дитятко от чрезмерного увлечения компьютерными играми и, на мой взгляд, достаточно веская, это все больше набирающие популярность «стрелялки» и «убивалки». Высокий уровень агрессии этих игр, цель которых в том, чтобы застрелить как можно больше монстров, демонов или просто людей. Постоянно мелькающие и сменяющие друг друга ужасающие картинки и виртуальная кровь противника, растекающаяся по всему экрану, вряд ли будут способствовать гармоничному развитию личности. Во время подобных игровых сеансов ребенок практически полностью отключается от внешнего мира, ничего не слышит и не видит вокруг, напряжен до предела. Как следствие психика ребенка подвергается сильнейшему стрессу. Часто от переизбытка подобных игр дети и сами становятся злобными и агрессивными, перенося модель поведения из игры в реальную жизнь, о чем свидетельствуют случаи жестокости современных детей. Особенно подвержены этому подростки с их еще неустоявшимися взглядами и моральными ценностями. Именно они часто страдают от различных компьютерных зависимостей.

Можно очень много говорить и рассуждать, но думаю в этом вопросе, как и везде важна золотая середина. Как бы мы не хотели оградить наших крох от всех гаджетов современного мира нужно понимать, что это попросту невозможно, да и по большому счету бессмысленно и ... ненужно. Внезапный, ничем не объясненный запрет спохватившихся родителей на пользование телефоном, планшетом или телевизором вызовет непонимание и обиду у ребенка, ведь ему не понять почему замечательная, всеми любимая игрушка теперь под запретом. Ребенок пытается вернуть себе столь родную и важную часть своей жизни, которую у него отняли не объясняя причин, на что услышав грозное и опять-таки ничем не объясненное «Нет», начинает всё больше изводить родных, закатывая истерики, и требуя своего, на что получает еще более жесткое наказание. В результате «бег по кругу». Ребенок обижен и расстроен, родители доведены до предела.

Казалось бы, позиция родителя верна, но что если попробовать посмотреть на это с другой стороны. Ведь именно благодаря телевизору ребенок узнает для себя что-то новое и интересное, благодаря современной электронной книге ему не приходится таскать тяжеленные учебники в своем рюкзаке, планшет помогает развить множество навыков, с помощью различных замечательных развивающих игр. Дети используют компьютер для реализации различных творческих идей, способствующих развитию воображения, познавательных потребностей, самоактуализации, всё это, несомненно, положительно отражается на их развитии. И взглянув с другой стороны можно попытаться понять своего ребенка. Ведь никто из нас «взрослых» не захочет расстаться ни с одним из наших гаджетов даже на день, потому как нужны по работе, нужны для решения важных дел, да элементарно, чтобы быть на связи с родными и близкими. И ведь действительно в современном мире без них никуда.

Просто важно, чтобы компьютер не заменял детям практически всё, включая общение с родителями и друзьями. А для этого, например, можно поучаствовать в игре вместе с ребенком, и тогда этот «страшный враг» — компьютер уже будет способствовать вашему общению. Часто родители спрашивают, как отвлечь ребенка от очередной игры? Можно, например, записать своего ребенка в спортивную секцию, организовывать посещения кинотеатров, музеев всей семьёй, одним словом формировать и насыщать реальную жизнь вашего чада интересными событиями. И что самое важное, нужно научиться договариваться со своим ребёнком об условиях и времени, проводимым за планшетом/телевизором, и желательно начинать это делать как можно раньше.

Появление новых технологий требует изменений в образе жизни не только взрослого, но и ребенка. Компьютерные игры не должны заменять собой общение с друзьями, подвижные, сюжетно-ролевые и обычные дидактические игры, но нет ничего плохого в том, чтобы посредством игры ребенок учился манипулировать новыми техническими достижениями, а посредством техники совершенствовать себя, ведь это очень пригодится ему в будущем. Что же касается вреда от компьютерных игр, то он, главным образом, связан с неумеренным их использованием. Для любого возраста существуют, как известно, определенные временные нормы, и придерживаться их надо неукоснительно. Малышам до 3-х лет играть в компьютерные игры не рекомендуется. Для дошколят время игр на компьютере стоит ограничивать 15-20 минутами в день, для младших школьников выделяем не более 25-30 минут, для более старших детей 30-45 минут в день.

Нейропсихолог Голубева Юлия