+7 499 394 6523
+7 925 382 9801
info@neuroyoung.ru
Выезд на дом

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Обоерукость у детей школьного возраста.

Мы привыкли, что к первому классу школы, а то и раньше, у ребенка определяется «ведущая рука»: та, которой он пишет, рисует, ест, держит телефон и ракетку. У большинства детей ведущей будет правая рука, у других – левая. Обычный этап развития ребенка.

Но порой ребенок учится в школе год, два, уже три, но продолжает постоянно перекладывать ручку или карандаш из руки в руку, начинает писать строчку левой рукой, а заканчивает правой. Предметы обихода также берет то одной рукой, то другой. Почему возникает это явление? Что с ним делать и нужно ли?

Для начала нужно понять, как и почему у людей выделяется «ведущая рука». Дело в том, что доминантность (главная роль) руки – лишь следствие более глобального явления: доминантности полушарий. Думаю, многие из нас даже на самом популярном уровне знают, что два полушария нашего мозга не одинаковы, а играют разные роли. Левое отвечает за речь, абстрактное мышление, цифры и буквы, анализ информации, правое – за образы, музыкальность, чувство своего тела, синтез и творчество.

С первых лет жизни ребенка и практически до восьми лет полушария вступают в разнообразные взаимодействия, в ходе которых развиваются высшие психические функции ребенка; на их описание нужна отдельная статья, но главное, что к пяти годам одно из полушарий становится главным, доминирующим или ведущим. Эволюционно сложилось, что ведущая роль ложится на левое полушарие, а поскольку нервные связи в организме идут «крест-накрест», то ведущей становится правая рука. Если, в 10-15 % случаев, доминировать начинает правое, то ребенок будет левшой.

Но доминантность выражается не только в выборе руки. Ведущим становится то полушарие, в котором находятся речевые центры Брока и Вернике, которые отвечают за восприятие и произнесение речи. Отсюда идет и запрет на переучивание левшей: сбой в процессе «выбора» мозгом руки, насильственная попытка перенастроить нервные связи, нагружает мозг, мешая развитию речи ребенка.

Оперирование обеими руками до пяти лет – совершенно нормально, биологически обусловлено. В пять лет же доминирующее полушарие довольно быстро «говорит своё слово», выделив ведущую руку. Но порой, из-за внешних или внутренних негативных воздействий, одно из полушарий, в том числе и то, которое должно было стать доминантным, развивается медленнее, и его функции частично берет на себя, компенсируя, второе, в результате баланс их работы расстраивается. Так бывает, если ребенок, то есть, и его мозг, был долгое время ослаблен, имел очаги кислородного голодания в одном полушарии, которое могло стать ведущим, вследствие родовой или постродовой травмы, побочного действия медикаментов и других причин. Обоерукость – один из признаков и последствий такого дисбаланса.

Но следует заметить, что мозг ребенка очень пластичен, поэтому со временем темпы развития полушарий приходят в норму, доминанта определяется, но ребенок уже успевает научиться работать обеими руками. Это явление называется амбидекстрией, которую можно назвать и «нормальной обоерукостью».

Амбидекстрия часто наблюдается у левшей и соединяет черты компенсации и наученности. Доминантное полушарие выделилось позже нормального срока или ребенок был переучен, но хороший самоконтроль и чувство своего тела помогли ребенку использовать сильные стороны обеих рук: пишу правой, но вилка – в левой, ракетка в левой, а расчесываюсь – правой. Если у такого ребенка нет проблем с речью, почерком, скоростью письма, ориентировкой в реальном пространстве и на листе бумаги, нет ошибок в начертании букв, «зеркального» письма и моторной неловкости, то и не нужно ломать уже выверенный баланс, пытаясь сделать из ребенка «классического» левшу или правшу. Ещё одни признаки – умение менять руку произвольно, по желанию, действие выполняется одной рукой от начала до конца, письмо не утомляет ребенка.

Патологическая обоерукость может быть и следствием неполной переученности левши. Ребенок должен был стать левшой и до школы либо пользовался обеими руками, либо предпочитал левую, но взрослые упорно заставляли его всё делать правой рукой. Ребенок усвоил навык, но мозг, точнее, ведущее полушарие, всё равно посылает сигналы в левую руку.

Выход: предложить ребенку «не мучиться», а выбрать более удобную руку и писать ею (выбор касается не только письма, а также ложек, компьютерной мыши и т.п.). Признаки же патологической обоерукости, вызванной неполным доминированием, таковы:

  1. Почерк плохо разборчив;
  2. Резко уменьшается (микрография) или увеличивается (макрография) во время письма;
  3. Ребенок вынужден постоянно перекладывать ручку из кисти в кисть;
  4. Не удерживается строчка, сползая или «улетая» со строки;
  5. Начало строчки пишет левой, а конец – правой рукой, или наоборот.
  6. Процесс письма или иной работы руками (рисование, вышивка) сильно утомляет ребенка.
  7. Качество письма не зависит от руки, обеими ребенок пишет плохо.

Патологическая обоерукость связана с утомляемостью из-за того, что мозолистое тело, которое и соединяет «мостом» полушария, относится к подкорковым структурам мозга, которые отвечают, в том числе, и за наполнение мозга энергией, его работоспособность. А также из-за того, что на включение и переключение «временной» руки каждый раз происходит заново (а не автоматически, «по умолчанию»), отнимая на это силы.

Заключение о неполном доминировании ставит невролог или нейропсихолог. Проблема уходит после устранения органического корня проблемы, медицинской терапии или занятий с нейропсихологом. Специалисты определят «настоящее» ведущее полушарие и дадут советы по его развитию, а также по постепенному приучению к навыку нормального письма. Когда задержавшееся в развитии полушарие созреет (а мозг созревает и сохраняет особую пластичность до 12 лет), установится и ведущая рука.

Логопед Беловолова Элина